Чем пахнет в новом автомобиле
С чем ассоциируется новый автомобиль? Девственно чистые шины, полиэтилен, которым заботливо обернуты кресла и оклеены шильдики на кузове - и разумеется, этот непередаваемый "запах нового автомобиля". Но задумывались ли вы когда-нибудь, откуда этот запах берется? Попробуем это выяснить.
И сам аромат, и его источник могут различаться в зависимости от марки машины и, разумеется, качества отделки салона. В большинстве автомобилей основу отделки салона составляют детали, выполненные из пластика с добавлением адгезивных и герметизирующих веществ. В салонах машин можно обнаружить следы самых разных органических соединений - например, ксилола или фенола. Первый относится к ароматическим углеводородам и применяется в качестве растворителя для лаков и красок, а также в составе красителей. Фенол используется при создании эпоксидных смол.
Озабоченные своим здоровьем вспомнят, что высокие концентрации фенола оказывают токсическое воздействие на слизистые оболочки и нервную систему человека. А также что среди отдельных химических элементов серьезную опасность могут представлять бром и хлор. Первый составляет основу использующихся в производстве материалов отделки огнестойких добавок, второй – входит в состав пластификатора (вещества, дделающего пластик более эластичным). Бром, особенно активно выделяясь под воздействием прямых солнечных лучей и попадая в организм человека, может приводить к гормональным нарушениям в организме и даже к ухудшению слуха. Хлор приводит к заболеваниям почек и печени. Не стоит списывать со счетов и свинец, который тоже негативно сказывается на работе почек, а также приводит к нарушениям репродуктивной системы. Натуральная кожа, кстати, тоже не ободится без химии – ведь при ее выделке используются опасные в больших дозах альдегиды. Одним словом, "запах нового автомобиля" приятен, но пользы от вдыхания его полной грудью не жди.
Конечно, дорогая кожа в Rolls-Royce Wraith пахнет куда приятнее, чем пластик в каком-нибудь бюджетном китайском седане. Но без химии не обходится и тут.
Впрочем, панику поднимать также не стоит: концентрация упомянутых выше веществ в воздухе не настолько велика, чтобы в машинах было опасно находиться. Но факт остается фактом: воздух внутри подержанных автомобилей, где выделение перечисленных выше веществ из деталей интерьера прекратилось и "запах новой машины" выветрился, оказывается пусть на какие-то ничтожные доли процента, но здоровее воздуха в свежеприобретенных машинах.
Хорошая новость заключается еще и в том, что токсичность интерьеров снижается год от года. Уже год спустя после проведенного исследования научно-аналитическое изданиеHealthystuff отмечало, что более половины всех автомобилей производятся без применения бромированных добавок в материалах отделки салонов.
Осенью прошлого года слишком сильно пахнущий салон новенькой Tesla даже оказался в центре серьезного судебного разбирательства – 63-летний Навиндра Кумар Джейн заснул за рулем своей свежекупленной Model S и выехал на встречную обочину, где насмерть сбил велосипедиста. Впоследствии Навиндра заявил полиции, что заснул из-за… слишком сильного "запаха нового автомобиля". В ходе расследования была проведена экспертиза и химический анализ салона, который никаких усыпляющих примесей не выявил. Некстати заснувший гражданин все равно выдвинул против Tesla иск, обвинив компанию в производстве автомобилей, "слишком опасных для повседневной эксплуатации". Но дело в итоге проиграл.