Вспоминаем, как в уходящем году в Беларуси повышались цены на топливо.

29 декабря 2014
Вспоминаем, как в уходящем году в Беларуси повышались цены на топливо.

Мы не могли обойти стороной самый больной вопрос для автомобилистов. Это рост цен на топливо. В последнее время этот вопрос стал еще острее, если принять во внимание последние события с курсом валют на мировом рынке, и цены за баррель нефти на международных биржах. (Странно как-то. В мире нефть подешевела, а у нас скачок вверх)

 

Всю историю повышения цен можно описать следующим образом:  08.07, 19.08,  09.09, 01.10. В эти числа происходило повышение всех видов топлива в среднем на 4-5%. В виде графика динамика роста цен показана ниже.

 

 

 

 

clip_image001.jpg" o:title="Безымянный"/>

Стоимость бензина с привязкой к доллару – почва для постоянных и острейших обсуждений в среде белорусских автомобилистов. Конечно, концерн Белнефтехим формально подтвердил, что стоимость литра топлива АИ-92-К5-Евро привяжут к курсу доллара. Тем не менее, недостает фактов и конкретности в вопросе образования ценового показателя на бензин ввиду чуть ли не ежедневного изменения курса доллара.

 

Белорусское правительство обязано было пересмотреть свои подходы на механизм ценообразования с учетом изменений рынка, как минимум, по двум серьезным причинам. С одной стороны, нефтепереработчики выражают серьезное недовольство медленными темпами модернизации в сфере белорусской нефтянной промышленности, а с другой - общество слишком эмоционально воспринимает постоянное повышение цен на топливо на 5-10%.

 

В рамках международной отраслевой конференции в Минске, проводимой с легкой руки «Белоруснефти», представители НПЗ имели возможность высказать собственную позицию по ценовому вопросу на топливо и его привязке к доллару с целью минимального показателя рентабельности поставок на отечественный рынок. По словам одного из участников рынка нефтепродуктов, правительство выразило весьма лояльное отношение к просьбе белорусских нефтяников, однако с учетом настроений и реакций в обществе.

 

Кроме этого, участники конференции утверждают, что формально задачи правительства и нефтяников идут в одну ногу: в качестве перспективного и наиболее удобоваримого для общества варианта рассматривается постепенный рост цен на топливо, производимого из российской нефти, за которую белорусы рассчитываются в долларах.

 

Однако множество моментов остаются по-прежнему открытыми. Например, механизм ценообразования. Скорее всего, по мнению рыночных экспертов, изменения цен станут «шагать» в такт курсу или же до нескольких раз в месяц. Однако с сохранностью обязательного регулирования ценового вопроса со стороны правительства. Подтверждение этому единая система ценообразования как для «Белнефтехима», так и для всех АЗС, не входящих в систему концерна.

 

В общем случае, привязка цен на топливо к курсу доллару – это частичное отражение возможных процессов «долларизации» экономики как в реальном понимании (номинирование цен и зарплат в иностранной валюте), так и финансовом (номинирование финансовых контрактов (кредитов и депозитов) в иностранной валюте).

 

Белорусскому водителю приходится сталкиваться с множеством точек зрения на предмет денежной политики в отношении топлива. По мнению экспертов топливного рынка, рост цен на топливо напрямую связан с процессом инфляции. «Обуздание» инфляции соответственно сдержит повышение цен. А, по словам представителей госструктуры, резкого роста цен на бензин до конца текущего года ожидать не стоит ввиду курса на сдерживающие меры в отношении инфляции.

 

Конечно, для представителей «Белоруснефти» привязка стоимости бензина к курсу доллара и ежедневное обновление цен на топливо – идеальное решение, однако, по всей видимости, лишь в теории. В то время как очередное повышение цен на бензин белорусскими автомобилистами воспринимается в штыки и вызывает большой резонанс.

 

В то время, как Минфин пытается закрыть дыры в своем бюджете за счет производителей топлива, те пытаются возместить свои потери за счет автовладельцев. Оно и понятно, ведь у топливных магнатов есть лишь два варианта: оплачивать стоимость акцизов из своего кармана, не поднимая расценки на бензин, либо поднять цены на топливо и таким образом полностью или частично перекрыть затраты на акцизы, что они и делают.

 

Эксперты уверены, что пятипроцентное подорожание не покроет в полной мере потери на акцизы, и белорусов еще ждет подорожание бензина с начала нового года. Правда, каким точно оно будет, экономисты с уверенностью сказать не могут. Ведь, чтобы просчитать, на сколько подорожает бензин или дизельное топливо на заправке, нужно узнать, какую долю занимают акцизы в конечной стоимости топлива. А эта информация тщательно скрывается.

 

 По тем данным, которыми располагаем мы, доля акцизов в стоимости дизельного топлива на сегодня составляет около 14%, бензина в зависимости от марки – 16-24%. Если учитывать эти данные, то бензин после увеличения доли акцизов должен будет подорожать более, чем на 10%. Скорее всего, цены на топливо будут поднимать частями, чтобы не вызывать очередной скачок инфляции и волну недовольствий у населения, – считают эксперты и экономисты.

 

Почему дизельное топливо дорожает рекордными темпами?

 

За последние 12 лет цены на топливо в Беларуси в рублях выросли в 6-8 раз. И больше всего подорожала солярка, превратившись из самого дешевого вида топлива в самое зажиточное. Повышение цен на дизтопливо «Белнефтехим» объяснял затратами на улучшение его качества. По мнению же экономистов все объясняется гораздо проще: производители повышают цены на тот вид топлива, на который есть наибольший спрос.

 

И нам остается надеятся на то, что в следующем году цены на топливо станут реже повышаться.

 

 

 

 

Репортажи
Страницы: 1 2 3 Следующая Последняя
Автоновости мира
Страницы: 1 2 3 Следующая Последняя
Новости регионов