Украинский журналист, заплативший штраф BelToll: «Я больше никогда не поеду в Беларусь и скажу коллегам этого не делать»

21 августа 2015
«Мне рассказывали, как в Беларуси за несрабатывание прибора задержали автобус с больными детьми, ехавшими из Болгарии. И когда у детей и водителей не было огромных сумм для оплаты штрафа, деньги собирали прямо на дороге. Я бы не поверил в эту историю, если бы сам не столкнулся с подобной ситуацией» — рассказал украинский журналист. Водитель Олег (имя изменено), который ехал транзитом на автомобиле из Украины в Литву через Беларусь, надеется добиться правды у «хозяев» белорусских дорог — BelToll и Транспортной инспекции.

События развивались следующим образом:

— Первое, что я, как водитель, сделал после переезда белорусской границы, — начал искать пункт оплаты за проезд платными дорогами, ведь в сети от друзей и знакомых слышал, что с этим вопросом могут быть проблемы. Ни белорусские пограничники, ни таможенники не предупреждают, что в их стране есть платные участки дорог. Не было информации и на рекламных носителях. Пункт BelToll я обнаружил на первой же заправке, внес оплату, эквивалентную 45 евро, оформил договор и прикрепил на лобовое стекло датчик для проезда платными дорогами в соответствии с инструкцией — рассказывает Олег. — Очень важный нюанс: датчик весьма капризный и «непостоянный». Он может не уловить сигнал с контрольной рамки на дороге, если он установлен неправильно или у автомобиля металлизированное стекло.

«Платный участок начался после Бобруйска и заканчивался на границе с Литвой, что по расстоянию — около трехсот километров. Мой датчик „пикал“, то есть работал, проезжая под контрольными рамками. Сколько этих рамок — никто не считал, ведь задача водителя — смотреть за дорогой, а не зацикливаться на сигналах прибора. Уже на территории Гродненской области почти у границы с Литвой за нашим автомобилем увязался микроавтобус с мигалками. Думая, что это белорусская ГАИ, я остановился на обочине, но из автобуса вышли не милиционеры, а люди, одетые то ли в форму лесников, то ли МЧС-ников. Без опознавательных знаков, без бирок и явно „не представительного вида“. Они потребовали у меня документы на машину, а на вопрос, мол, кто вы такие, представьтесь, начали отвечать, что они работники Транспортной инспекции и представляться им не обязательно. Эдакие инкогнито в форме и с мигалкой — с возмущением говорит Олег. — Но самое интересное началось позже. Практически силой вырвав документы на машину из моих рук, они пошли в свой микроавтобус. На вопросы, мол, что это за произвол, люди в форме ответили: „Вы неправильно едете по платным дорогам Беларуси и потому заплатите штраф размером 100 евро прямо на месте“».

 
На отказ Олега оплачивать любые штрафы они заявили, что арестовывают автомобиль. Не согласившись платить штраф и требуя встречи с руководителями Транспортной инспекции и BelToll, журналисты в сопровождении машины с мигалками возвратились в столицу Беларуси. Но тут их подстерегала еще одна неприятная ситуация. Автомобиль Олега захотели арестовать на частной парковке на окраине Минска. «Почувствовав провокацию, я решил не заезжать в ловушку и остановился возле въезда. Это необычайно обозлило людей в непонятной форме, — вспоминает водитель. — Они вызвали еще один экипаж, который привез огромные блокираторы колес. Поняв, что это всерьез и надолго, мы позвонили Генеральному консулу Посольства Украины в Беларуси, а также вызвали на место событий милицейский патруль, заявив о краже частной собственности — автомобиля и документов. Дежурный наряд милиции, который прибыл достаточно оперативно, отказался фиксировать факт кражи и начал защищать представителей Транспортной инспекции. Объяснили тем, что они действуют по закону согласно указу президента Беларуси и постановления Совмина, которые гласят, что именно Транспортная инспекция уполномочена задерживать транспортные средства за нарушение правил проезда по платным дорогам, которые установил BelToll. Далее мне предложили все же заплатить штраф. И добавили: „Если не платите сейчас, машина останется арестованной на стоянке, и пока штраф не будет внесен, плата взимается еще и за штрафстоянку. Плюс ко всему этому ежедневная пеня“».
 

По заверениям киевлянина, прибывший на подмогу украинский консул также не смог убедить транспортников и милицию в правомерности предпринимаемых ими действий: «А что же BelToll? Оказывается, что продав услугу, эта организация снимает с себя ответственность за все, что происходит на дороге. То есть, если прибор или другое оборудование неисправно, если вдруг водитель ошибся, неверно установив прибор, — это полностью его ответственность. Для нас это ненормально! Получается, замкнутый круг. Одна госконтора берет деньги за прибор и его эксплуатацию, другая карает штрафами или забирает имущество, а милиция не видит и не слышит. Поняв, что защиты больше искать негде, мы написали претензии в обе организации, уплатили через банк 100 евро и на освобожденном автомобиле уехали в Литву. Но твердо решили на обратном пути еще побороться за себя и других „жертв“ белорусских дорог. И в итоге обещание свое сдержали».

Но перед этим Олег еще раз убедился, что платные дороги в Беларуси — ловушка для туристов. Произошло это при возвращении из Вильнюса: «Прямо на въезде в Беларусь огромный плакат с надписью „Платная дорога“. Сбоку заправка с пунктом обслуживания BelToll. Но когда я хотел заехать, чтобы проверить свой датчик, дорогу к заправке и пункту преграждал знак — „кирпич“, а также вырытая траншея. Пострадал от этого недоразумения еще один иностранец, въехавший в Беларусь. На границе внимание привлек Mercedes с эстонскими номерами. Он стоял в очереди впереди и выехал на белорусские дороги раньше меня. Картинка последовала просто завораживающая: сразу после неработающего пункта BelToll, где надо оплатить проезд платными дорогами, на протяжении одного километра трассы две рамки контроля транспортных средств. За ними — два микроавтобуса карающей Транспортной инспекции и остановленный Mercedes эстонца. То есть человеку, въехавшему в Беларусь со стороны Литвы, не было возможности оплатить проезд, даже если он этого хотел».

В Минске журналисты пробились на прием к руководству BelToll и Транспортной инспекции.«Но кроме признаний, что много претензий к работе системы и заверений, что к нашей жалобе они „отнесутся с вниманием“ и ответ дадут в течение 15 дней, никаких действий чиновники не предприняли, — уверяет Олег. — Вернувшись домой, я обратился с письменными претензиями на действия представителей обеих организаций. Ответ должен был получить через 15 дней. Но не получил его до сих пор, спустя полтора месяца после инцидента. Дело ведь не только в 100 евро штрафа, которые я уплатил будто бы за нарушение правил проезда платными дорогами. Дело в принципе и борьбе за справедливость. Единственное, что на данный момент удалось, — добиться от BelToll данных, что мой датчик, пройдя бесконечное количество рамок, почему-то не сработал на первой. И именно этот сбой обошелся в 100 евро».

 
 
015.by

 
Репортажи
Страницы: 1 2 3 Следующая Последняя
События
Страницы: 1 2 3 Следующая Последняя
Новости регионов
Автоновости мира
Страницы: 1 2 3 Следующая Последняя